Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, пи которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
• повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
• стимулирует к высокой результативности труда;
• корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
• развивает инициативность, активность;
• развивает коммуникативные способности;
• поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Факторы, создающие ситуацию успеха
• Соответствие материала по сложности и типу класса;
• Применение уровневого деления учащихся;
• Учет психофизического развития каждого ученика
• Ориентация на зону «ближайшего» и «дальнего» развития ученика;
• Оптимальный темп урока;
• Межпредметная связь
• Опора на знания учащихся;
• Выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
• Индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся;
• Использование здоровьесберегающих технологий
• Создание положительного психологического климата на уроке
Технологические операции создания ситуаций успеха:
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”. “Твоим родителям…”.
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни кому, кроме тебя…”
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось …”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.
Этапы создания ситуации успеха:
• Мотивационно-целевой;
• Организационный;
• Итоговый
Мотивационный этап
• Создание проблемной ситуации
• Привлечение занимательного материала
• Применение наглядных средств обучения
• Использование неожиданной, противоречивой информации
• Эмоциональная насыщенность содержания
• Эмоциональная зарядка
• Соревновательные и игровые моменты
• Разъяснение и постановка цели деятельности
• Разработка плана действий
Ситуация успеха на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций в отношении предстоящей деятельности. На уроке ставится задача сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, преодоление трудностей, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формируется мотив достижения.
Организационный этап
Ситуация успеха на организационном этапе – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося.
• Четкая постановка цели;
• Оптимальный темп урока;
• Организационный контроль начала и завершения работы;
• Занимательный материал;
• Наглядность;
• Использование средств ТСО
• Работа в парах и группах;
• Связь с нашим временем;
• Практическая работа;
• Словарная работа;
• Подготовка к контрольным работам
• Нестандартная форма проведения урока;
Итоговый этап
Ситуация успеха на итоговом этапе – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение
• Оценивание работ учащихся
Учитель должен быть очень справедливым. Он ведь живой человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному ученику. Поэтому в своей работе необходимо следовать заповеди: «оценивай не личность, а деятельность ученика». И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя.
Оценка – не отметка.
Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Кредит доверия.В некоторых случаях необходимо ставить отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Очень важно дать понять ребенку, что учитель верит в него и его силы, у него есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
Осуществление разноуровнего контроля – разделение учащихся на группы, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оценивается учителем отдельно.
• Создание портфолио учеников
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса на каждого ребенка заводится папка - портфолио. В папке имеются разделы: “Мои успехи”, “Мои друзья”, “Моя семья”, “Мои достижения”, “Мое творчество”, “Мои путешествия”. В папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Портфолио ведут ученики, родители и учителя. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.
«Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!»
|