Четверг, 28.03.2024, 11:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Персональный сайт учителя химии Медведевой С.Н.
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе.

    Описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе.

                (слайд 2) Требования ФГОС ООО гласят, что ведущим метапредметным результатом ООО является: сформированность у выпускников основной школы «основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». (слайд 3) Основная  метапредметная цель изучения любого школьного предмета: формирование проектной и исследовательской компетентности школьников. Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Проектная форма учебной деятельности, задающая систему учебно-познавательных действий обучающихся, осуществляемых под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение учебно-познавательных  задач и учебно-практических задач с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.(слайд 4)

                Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося.

                Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.

                Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:(слайд 5)

    • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные

    уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;

    • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-

    исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны,

    конференции, др.

                В соответствии с ФГОС учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям,  как:

    • исследовательское;(слайд 6)

    • инженерное;

    • прикладное;

    • информационное;

    • социальное;

    • игровое;

    • творческое.(слайд 7)

                Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. (слайд 8)

                Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя. Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

                Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:(слайд9)

    • урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок

    изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок –защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

    • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких

    элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение

    эксперимента, обработка и анализ его результатов;

    • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе

    разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

                Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:(слайд 10)

    • исследовательская практика обучающихся;

    • образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко

    обозначенными образовательными целями, программой деятельности,

    продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

    • факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета,

    дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

    • ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной

    деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы,  организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;

    • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе

    дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

     

                Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующий список:(слайд 11)

    • макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карта;

    • постеры, презентации;

    • альбомы, буклеты, брошюры, книги;

    • реконструкции событий;

    • эссе, рассказы, стихи, рисунки;

    • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

    • документальные фильмы, мультфильмы;

    • выставки, игры, тематические вечера, концерты;

    • сценарии мероприятий;

    • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые

    носители) и др.

               

                Проектная деятельность ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся: (слайд 12)

     

    Формирование личностных УУД:

    • Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; 

    • Воспитание целеустремлённости и настойчивости

    Формирование коммуникативных УУД:

    • Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

    • Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

    • Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

    Формирование регулятивных УУД: (слайд 13)

    • Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

    • Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

    Формирование познавательных УУД

    · Сбор, систематизация, хранение, использование информации.(слайд 14)

    Метапредметные результаты в виде регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий на двух уровнях овладения действием : базовый и повышенный.

    Матрица оценки проектных компетентностей учащихся (см. презентацию).(слайды 15-19)

     

    Презентация

    Автор:Медведева С.Н.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Светлана (11.01.2015)
    Просмотров: 529 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024