Пятница, 26.04.2024, 09:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Персональный сайт учителя химии Медведевой С.Н.
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Приемы и методы формирования личностных УУД на уроках химии.

    Приемы и методы формирования личностных УУД на уроках химии.

    Личностные УУД – это система действий самого ребенка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию. (слайд 2)

    Применительно к учебной деятельности следует особо выделить 3 группы личностных УУД: (слайд 3)
    1.Самоопределение: (слайд 4)
    * формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России);
    * формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
    * развитие «Я» концепции и самооценка личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия). (слайд 5)
    Формированию этих компонентов способствует знание о достижениях русских химиков, их огромном вкладе в развитие мировой науки. Самые масштабные обобщения, изменившие весь ход развития мировой химии, были сформулированы русскими химиками – автором Периодического закона Д.И.Менделеевым и создателем Теории строения органических веществ А.М.Бутлеровым. А как можно охарактеризовать возможности страны, которая в тридцатые годы, в условиях полной международной изоляции создала производство синтетического каучука под руководством С.В.Лебедева.
    2. Смыслообразование: (слайд 6)
    Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
    * развития познавательных интересов, учебных мотивов;
    * формирования мотивов достижения и социального признания;
    * формирование границ собственного «знания» и «незнания». (слайд 7)
    Изучение Периодического закона Д.И.Менделеева, когда после изучения предпосылок открытия Периодического закона и анализа причин неудач первых попыток классификации следует изучить сущность Периодического закона.
    Учащиеся повторяют действия Д.И.Менделеева, выкладывая карточки с важнейшей информацией об элементах в порядке возрастания атомной массы, отвечают на вопросы о характере изменения свойств элементов во втором и третьем периодах, вместе со мной разбирают проблемную ситуацию с атомом бериллия, что создаёт понимание: Д.И.Менделеев столкнулся с трудностями уже на первом этапе своей работы, его успех заключался в том, что он уже пользовался своим законом, когда его открывал.
    Здесь уместно обратить внимание учащихся на возможность интуиции как мыслительного процесса в области подсознания. Напряжённая работа мысли приводит к внезапному озарению, но для этого человек должен интенсивно размышлять над проблемой.
    Далее уместно спросить учащихся, что означает слово «периодический», почему так был назван закон и ряд элементов.
    Личное отношение учащихся к изучаемой проблеме можно подчеркнуть вопросами о том, что они чувствуют, переживая события полуторавековой давности, как они понимают значение выражения «на кончике пера».
    2.    Морально-этическая ориентация: (слайд 8)
    * знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность и др.);
    * ориентация на выполнение моральных норм;
     * способность к решению моральных проблем на основе децентрации;
    * оценка своих поступков. (слайд 9)
    Например, при изучении в восьмом классе темы «Галогены» можно предложить учащимся проанализировать фразу Юстуса Либиха о первооткрывателе брома: «Это не Балар открыл бром, а бром открыл Балара». Учащиеся могут объяснить, какие черты личности Либиха характеризует это высказывание.
    В теме «Амины» в одиннадцатом классе стоит предложить информацию о гражданском подвиге сослуживцев отца Н.Н.Зинина, доставивших в 1812 (!) году новорожденного ребёнка (будущего учёного с мировым именем) с Кавказа, где от свирепствовавшей в то время эпидемии чумы погибли его родители и сёстры, к дяде в Саратов. Дети не могут не почувствовать, что такой поступок раскрывает лучшие стороны человеческой природы, заставляет испытать восхищение и желание следовать этому примеру.
    (слайд 10) Педагогические приёмы для формирования личностных УУД: 
    Задание массивом (слайд 11)
    1. Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом. 
    Например, учитель дает десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимального объема задания. 
    Пример.
    К каждому уроку ребята выучивали новые формулы химических веществ. Количество не ограничивалось: десять формул — отлично, от пяти до десяти — хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные формулы, а химические  превращения (уравнения). Сначала химическое превращение, потом химическое уравнение. Выходили к столу по желанию. 
    Отсроченная реакция (слайд 12)
    Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию.
    Выход за пределы:  (слайд 13 и 14)
    В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных фильмов или телепередач.
    Лови ошибку! (Слайд 15)
    Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. 
    Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки. 
    Идеальное задание : Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся
    Театрализация. Разыгрывание сценок на учебную тему.
    Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

    Личностные результаты изучения химии – это уровень сформированной ценностной ориентации учащихся, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

    Презентация                                                 Автор: Медведева С.Н.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Светлана (29.05.2019)
    Просмотров: 160 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024