Пятница, 26.04.2024, 06:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Персональный сайт учителя химии Медведевой С.Н.
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Система деятельности в организации учебной деятельности и способы взаимодействия учителя и обучающегося.

    В настоящее время образование переживает непростой период, характеризующийся переносом акцентов с информационной составляющей содержания образования на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. При этом особую актуальность приобретает подход в обучении, ориентирующий педагога не на передачу определенного объема знаний, а на то, чтобы научить школьника учиться. (2 слайд)

    Позвольте начать с известного анекдотического диалога, слегка перефразированного и как нельзя, кстати, подходящего к теме нашего разговора. «Умеете ли Вы играть на флейте?» - спрашивает один приятель другого. «Не знаю, не пробовал», - слышит он в ответ.

    Действительно, ещё Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно, только играя на ней. Точно также научиться основным видам деятельности можно, лишь систематически выполняя их в процессе обучения.(3 слайд)

    ФГОС по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Деятельностный подход, прежде всего, отражается в формулировках требований к уровню подготовки выпускников, предусматривающих овладение определенными способами познавательной деятельности, свойственными химии. Они направлены на то, чтобы

    - определять и распознавать (в том числе опытным путем) состав веществ и их принадлежность к соответствующему классу соединений, виды химической связи, типы химических реакций;

    - характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева, устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ;

    - объяснять закономерности изменения свойств химических элементов, природу и способы образования химической связи, сущность химических реакций и закономерности их протекания и т.п.(слайд 4)

             Меня как учителя химии постоянно волнует вопрос, что я могу изменить в преподавании своего предмета для того, чтобы дети и знали его, и любили, или хотя бы не испытывали негативного отношения к нему.

    В рамках этой проблемы закономерно возникают вопросы: «Что делать?», «Как учить детей?», «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к учению вообще и к обучению химии в частности?» Ответить на данные вопросы может помочь системно-деятельностный подход.

    В рамках реализации системно-деятельностного подхода я стараюсь представлять незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. Для того чтобы задание оказалось в зоне ближайшего развития учащегося, от меня, как от учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач.(слайд 5)

    Первый этап реализации системно-деятельностного подхода на уроке  - Мотивация.

    Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

    (А. Франс)

    Практически на каждом уроке можно использовать вопросы для учащихся, предполагающие применение предметных знаний для объяснения явлений, наблюдаемых в окружающей жизни: (слайд 6) «Пользуясь спиртовым раствором йода, Вы посадили пятно на одежду. Как избавиться от него химическим путем?» - (тема: Галогены). (слайд 7) «У Вас возникло подозрение, что работники автозаправочной станции добавляют в бензин воду. Как это можно легко проверить?» - (тема: Предельные углеводороды).

    (слайд 8) Второй этап реализации системно-деятельностного подхода на уроке – Определение цели и актуализация знаний.

    Основная задача системно-деятельностного подхода заключается в том, что тему урока учитель не сообщает, а старается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Вот несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока.

    1. Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово».

    Например: «Химический элемент находится в III периоде, VIIА группе, его порядковый номер 17. Этот элемент хлор. В атоме хлора находится 17 электронов и 17 протонов, на внешнем энергетическом уровне – 7 электронов. Из строения атома следует, что хлор – типичный неметалл. Атом хлора образует простое вещество с формулой Cl2. Вещество хлор по физическим свойствам – газ жёлто-зелёного цвета, ядовитый. Химическими свойствами является способность активного окисления многих металлов и неметаллов, взаимодействие со сложными веществами. Хлор и его соединения применяются для дезинфекции помещений».

    Текст должен быть размножен в бумажном варианте или спроецирован на экран в виде слайда. Подставив нужные слова, учащиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема: «Хлор: строение атома, его физические и химические свойства. Применение».(слайд 9)

    2. Эксперимент. Самостоятельной постановки проблемы можно добиться путём проведения нескольких опытов. Например.

    Опыт 1. В пробирку с раствором сульфата меди опускают очищенный от ржавчины стальной гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом свободной меди.

    Опыт 2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды – NaHCO3. С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.

    Опыт 3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт растворяется, образуется осадок белого цвета.

    Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта? И формулируется тема урока: «Взаимодействие металлов с растворами

    солей».(слайд 10)

    Третий этап реализации системно-деятельностного подхода на уроке – Выявление места и причины затруднения.  Выявление, каких конкретно знаний не хватает для решения исходной задачи. В вопросе с «пятном от настойки йода» задачу невозможно решить пока не будут изучены физические и химические свойства данного вещества.

    Четвертый этап реализации системно-деятельностного подхода на уроке – Построение проекта выхода из затруднения.  (слайд 12)

    Выяснив причины затруднения, учащиеся обдумывают методы разрешения проблемной ситуации (эксперимент, учебник, дискуссия). Уровень сложности поставленных задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разноуровневыми.

             Для этого у учащегося должно быть достаточно опорных знаний. Например, опорным понятием для формирования понятия «уравнение химической реакции» являются понятие химическая формула, индекс, коэффициент, математическое уравнение. У школьника знания должны быть определенным образом упорядочены в его сознании. Системность ранее полученных знаний помогает соотнести новую информацию с опорными знаниями, организовав тем самым процесс созидания нового знания.

    (слайд 13) Пятая стадия урока – Реализация построенного проекта.

    Так, рассматривая в 10 классе развитие представлений об органических веществах, класс делится на сторонников той или иной теории, каждая группа пытается привести доводы, подтверждающие верность своей позиции и опровергающие тезисы соперников. Также проходит урок в 8 классе по теме: Растворение как физико-химический процесс. Класс делится на сторонников физической или химической теории растворения.

    (слайд 14) Значительно повышает интерес к предмету усиление практической направленности обучения. Изучая практически любой класс неорганических и органических соединений химические свойства достаточно интересно изучать практически, осуществляя те или иные превращения.

    (слайд 15) Следующая стадия урока – Первичное закрепление нового материала.

    На данном этапе имеет место решение задачи ориентированной не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:

    - классифицируйте и укажите основание для классификации;

    - сравните;

    - обобщите объекты;

    - продолжите ряд, фразу;

    - дополните ряд, определение;

    - определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;

    - установите соответствие между процессами, явлениями;

    - установите последовательность этапов, процессов, явлений. (слайд 16)

    Например, на уроке в 8 классе по теме: Растворение как физико-химический процесс предлагается выстроить последовательность этапов процесса растворение вещества в присутствии воды.

    (слайд 17) Седьмая стадия урока – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Формирование у школьников критического мышления включает формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний. Проведя практические опыты, всегда требуется записать уравнения химических реакций и определить характер протекания данных процессов. Уравнения в общем виде можно записать на доске.

    Завершающая стадия урока - Рефлексия. (слайд 17)

    Можно использовать разные формы проведения рефлексии:

    «Вырази своё отношение к полученным знаниям», «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала», «тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)», составление сиквейна. (слайд 18)

    Основная функция учебных задач – формирование и развитие приемов обучения, учебной деятельности и мотивация учащихся на сам процесс обучения, на процесс познания. На уроках систематически предлагаются задания, меняющиеся по принципу усложнения и комбинирования тренируемых операций. Организуются лабораторные и практические работы с элементами исследовательской деятельности. Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешности обучения химии всех учащихся.

    В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности.

     

    Презентация  к статье.

    Автор: Медведева С.Н.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Светлана (12.01.2015)
    Просмотров: 195 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024